Страничка логопеда - Детский_Сад_№28

Перейти к контенту

Страничка логопеда

Задержка речевого развития. Что делать, если ребенок не говорит? Для того, чтобы выяснить причину задержки речевого развития, необходимо обратиться к специалистам и провести все назначенные ими исследования. Чем раньше будет проведено обследование, начаты лечение, логопедическая и психологическая коррекция, тем меньше у него будет проблем в будущем. Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
  • • неврологу;
  • • оториноларингологу (потому что иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
  • • психиатру.
  • Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и гастроэнтерологу, аллергологу и другим специалистам.
  • По назначению специалистов необходимо пройти все назначенные функциональные исследования:
  • • нейросонографию головного мозга (НСГ);
  • • компьютерную томографию (КТ) или магниторезонансную томографию головного мозга (МРТ);
  • • ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);
  • • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • • ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы (УД);
  • • спондилографию шейного отдела позвоночника в трех проекциях;
  • • исследования слуха (КСВП, АСВП).
  • После посещения специалистов-врачей, проведения всех назначенных ими исследований, необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние речи, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных особенностях ребенка.
  • Помните, что именно речь – важный показатель развития интеллекта. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.
  • Знайте, если Вы будете выполнять все назначения специалистов-врачей и все рекомендации специалистов-педагогов, Вы поможете ребенку преодолеть отставание в развитии.
  • Пять простых правил для того,
  • чтобы ребенок заговорил:
  • 1. Вовремя обратиться к врачам-специалистам и провести все назначенные ими исследования.
  • 2. Проводить лечение, назначенное специалистами в полном объеме.
  • 3. Сочетать лечение с коррекционными занятиями у логопеда. Если логопедом будет рекомендовано обращение к нейропсихологу или дефектологу, выполнить эту рекомендацию и начать занятия с нейропсихологом или дефектологом.
  • 4. В соответствии с рекомендациями логопеда организовать домашние развивающие занятия с крохой, сопровождать весь процесс ухода за ребенком потешками и пестушками, петь ребенку колыбельные, читать русские народные сказки, играть в игры с пальчиками, подвижные игры, игры для развития сенсорики.
  • 5. Абсолютно исключить пребывание ребенка у гаджетов. Ограничить время пребывания ребенка у экрана телевизора до десяти минут при условии, что это будет просмотр соответствующих возрасту ребенка мульфильмов.
Дизартрия
Термин дизартрия – латинский и в переводе означает расстройство членораздельной речи. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение произносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины возникновения дизартрии

• Гипоксия. Нехватка кислорода плоду в процессе беременности.
• Асфиксия. Нехватка кислорода плоду в процессе родов.
• Резус-конфликтная беременность.
• Недоношенность.
• Токсикоз.
• Физиологические заболевания мамы, из-за которых токсические вещества, вырабатывающиеся ее организмом, приводят к интоксикации плода.
• Родовые травмы.
• Длительная желтуха новорожденных.
• Заболевания головного мозга, нейроинфекции, перенесенные внутриутробно или в первые два года жизни (менингит, энцефалит, опухоли).
• Гнойный отит.
• Гидроцефалия. Воспаление оболочек мозга.
• Тяжелые интоксикации, которые возникают в результате внутренних процессов в организме ребенка (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
• Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

В зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал, определяются клинические формы дизартрий. Для всех форм характерно нарушение звукопроизношения за счет неточной моторной установки для воспроизведения тех или иных фонематических признаков. При выраженной дизартрии внятность произношения снижается в связи с недостаточной координацией дыхания, глотания и артикуляции, что приводит к избытку слюны во рту и появлению характерных хлюпающих призвуков. Просодические характеристики (темп, ритм, интонация) речи также нарушаются.

И так, дизартрия - органическая патология, при которой отмечаются органические поражения центральной и периферической нервной системы. Как говорит мой знакомый невролог: "Дизартрия - это диагноз навсегда". Массаж, артикуляционная гимнастика, ежедневные занятия с логопедом действенны только на фоне лечения. Если логопед написал в логопедическом заключении, что у ребенка дизартрия, нужно идти к хорошему неврологу, настоять на обследовании ребенка, определении формы дизартрии, лечении, которое назначает только невролог. Пока мозг ребенка пластичен, нужно помочь ему максимально.

Развитие речи дошкольников 5-6 лет.

Словарь
В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до трех тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления причастий и деепричастий. При этом часто допускаются ошибки. (ОДИН ЗАЯЦ НАРИСОВАН СИДЯ, А ДРУГОЙ БЕЖА. ЭТА ЕЛКА ЕЩЕ НЕ ЗАЖГИНА, НЕ ЗАЖГЁНА. Я УВИДЕЛ МНОГО ДВИГУЩИХСЯ МАШИН.).

Грамматический строй речи

В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки все еще встречаются (МЫ СОБРАЛИ МНОГО СЕМЕНОВ. ЭТО МЕСТО ДЛЯ РАЗВОДЕНИЯ ОГНЯ. ВЬЮГА СТАЛА ЕЩЕ БУЙНЕЙ. У СОСНЫ С КАЖДОЙ СТОРОНЫ ПО ТРИ СУЧКУ.)

Допускаются ошибки в словообразовании глаголов (Я КАК МЕТАНУ МЯЧ. ЛЯГУШКИ С КОЧКИ НА КОЧКУ ПЕРЕСКАЧИВАЮТ. ПАПА ПРИКНОПИЛ ЭТУ БУМАЖКУ К СТЕНКЕ.).

В речи все больше сложноподчиненных предложений (Я ХОЧУ, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛ КОТЕНОК. КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ РИСУЕТ, ТОТ ВЫРАСТЕТ ХУДОЖНИКОМ. ЗНАЕШЬ, ОТЧЕГО В ВОДОПРОВОДЕ ВОДА ХОЛОДНАЯ?)

Фразовая речь, связная речь

Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.

Фонетико-фонематическая сторона речи
В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
Младший дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет)

Словарь

К трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Почти все исследователи подчеркивают, что в этом возрасте ребенок стремительно накапливает словарь. К трем годам в словаре ребенка от восьмисот до тысячи слов, а к концу четвертого года уже около полутора тысяч слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Грамматический строй речи

В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ ] вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т.п.

Ребенок этого возраста создает новые слова. Например, придумывает антонимы к глаголам: ПРИДЕЛАТЬ – ОТДЕЛАТЬ, ПРИСТАВИТЬ – ОТСТАВИТЬ, образовывает прилагательные с суффиксом -н- ПАРОВОЗНЫЙ СОН (сон про паровозы) и т.п.

В речи ребенка четвертого года жизни простые распространенные предложения (У РЫБОК ЕСТЬ ХВОСТ, ГЛАЗА И РОТ. У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ, А У ТОЛИ НЕТ.) и сложные предложения различной конструкции. (КОГДА КОНЧИТСЯ ДОЖДИК, МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ. Я ЗНАЮ, ЧТО МАМА ПРИДЕТ ВЕЧЕРОМ.). Ребенок задает много вопросов? (КУДА УХОДИТ СОЛНЫШКО? ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?)

Связная речь

Малыш овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.

Фонетико-фонематическая сторона речи

К трем годам исчезает смягчение твердых согласных звуков, которое до трех лет можно было считать физиологической нормой. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’].

Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке. Развивается фонематическое восприятие. Малыш осознает несовершенство собственной речи и слышит ошибки в произношении окружающих.

Спешим сообщить, что сегодня, уже по сложившейся традиции, к нам в гости приходили ученики детской школы искусств со своим педагогом Новосельцевой Н.М. Каждую весну мы встречаемся в рамках проекта «Дети-детям», слушаем в исполнении ребят музыкальные произведения, которые они подготовили для нас. В эту встречу мы услышали произведения композиторов П.И. Чайковского, В. Берлин, А. Гречанинова, А. Бертини, О. Геталовой, Е. Озерской, Ф. Рыбицкого с симфоническим сопровождением, мы как будто побывали на настоящем концерте в музыкальном театре. Очень понравилось выступление всех маленьких артистов, они эмоционально передавали характер своих музыкальных произведений. Мы слышали в музыке то ветерок, то волнение, то размышление, то сказку. Побывали на лебедином озере, услышали небылицы, танец кукол, зайчат, попугаев, слушали, как наступает утро. Дети получили массу положительных эмоций, временами не могли усидеть на месте, когда слушали музыку, и помогали музыке движениями. В конце встречи мы подарили гостям песни в своем исполнении «С нами, друг» и «Лучше друга не найти», а также сделали фотографии на память и тепло попрощались до следующих встреч
Сайт создан в ColdStudio
Контакты
напишите нам
Назад к содержимому