Страничка логопеда - Детский_Сад_№28

Перейти к контенту

Страничка логопеда


Развитие речи дошкольников 5-6 лет.

Словарь
В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до трех тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления причастий и деепричастий. При этом часто допускаются ошибки. (ОДИН ЗАЯЦ НАРИСОВАН СИДЯ, А ДРУГОЙ БЕЖА. ЭТА ЕЛКА ЕЩЕ НЕ ЗАЖГИНА, НЕ ЗАЖГЁНА. Я УВИДЕЛ МНОГО ДВИГУЩИХСЯ МАШИН.).

Грамматический строй речи

В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки все еще встречаются (МЫ СОБРАЛИ МНОГО СЕМЕНОВ. ЭТО МЕСТО ДЛЯ РАЗВОДЕНИЯ ОГНЯ. ВЬЮГА СТАЛА ЕЩЕ БУЙНЕЙ. У СОСНЫ С КАЖДОЙ СТОРОНЫ ПО ТРИ СУЧКУ.)

Допускаются ошибки в словообразовании глаголов (Я КАК МЕТАНУ МЯЧ. ЛЯГУШКИ С КОЧКИ НА КОЧКУ ПЕРЕСКАЧИВАЮТ. ПАПА ПРИКНОПИЛ ЭТУ БУМАЖКУ К СТЕНКЕ.).

В речи все больше сложноподчиненных предложений (Я ХОЧУ, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛ КОТЕНОК. КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ РИСУЕТ, ТОТ ВЫРАСТЕТ ХУДОЖНИКОМ. ЗНАЕШЬ, ОТЧЕГО В ВОДОПРОВОДЕ ВОДА ХОЛОДНАЯ?)

Фразовая речь, связная речь

Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.

Фонетико-фонематическая сторона речи
В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
Младший дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет)

Словарь

К трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Почти все исследователи подчеркивают, что в этом возрасте ребенок стремительно накапливает словарь. К трем годам в словаре ребенка от восьмисот до тысячи слов, а к концу четвертого года уже около полутора тысяч слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Грамматический строй речи

В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ ] вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т.п.

Ребенок этого возраста создает новые слова. Например, придумывает антонимы к глаголам: ПРИДЕЛАТЬ – ОТДЕЛАТЬ, ПРИСТАВИТЬ – ОТСТАВИТЬ, образовывает прилагательные с суффиксом -н- ПАРОВОЗНЫЙ СОН (сон про паровозы) и т.п.

В речи ребенка четвертого года жизни простые распространенные предложения (У РЫБОК ЕСТЬ ХВОСТ, ГЛАЗА И РОТ. У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ, А У ТОЛИ НЕТ.) и сложные предложения различной конструкции. (КОГДА КОНЧИТСЯ ДОЖДИК, МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ. Я ЗНАЮ, ЧТО МАМА ПРИДЕТ ВЕЧЕРОМ.). Ребенок задает много вопросов? (КУДА УХОДИТ СОЛНЫШКО? ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?)

Связная речь

Малыш овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.

Фонетико-фонематическая сторона речи

К трем годам исчезает смягчение твердых согласных звуков, которое до трех лет можно было считать физиологической нормой. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’].

Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке. Развивается фонематическое восприятие. Малыш осознает несовершенство собственной речи и слышит ошибки в произношении окружающих.

Спешим сообщить, что сегодня, уже по сложившейся традиции, к нам в гости приходили ученики детской школы искусств со своим педагогом Новосельцевой Н.М. Каждую весну мы встречаемся в рамках проекта «Дети-детям», слушаем в исполнении ребят музыкальные произведения, которые они подготовили для нас. В эту встречу мы услышали произведения композиторов П.И. Чайковского, В. Берлин, А. Гречанинова, А. Бертини, О. Геталовой, Е. Озерской, Ф. Рыбицкого с симфоническим сопровождением, мы как будто побывали на настоящем концерте в музыкальном театре. Очень понравилось выступление всех маленьких артистов, они эмоционально передавали характер своих музыкальных произведений. Мы слышали в музыке то ветерок, то волнение, то размышление, то сказку. Побывали на лебедином озере, услышали небылицы, танец кукол, зайчат, попугаев, слушали, как наступает утро. Дети получили массу положительных эмоций, временами не могли усидеть на месте, когда слушали музыку, и помогали музыке движениями. В конце встречи мы подарили гостям песни в своем исполнении «С нами, друг» и «Лучше друга не найти», а также сделали фотографии на память и тепло попрощались до следующих встреч
Сайт создан в ColdStudio
Контакты
напишите нам
Назад к содержимому