Психолог - Детский_Сад_№28

Перейти к контенту

Психолог

Одаренный ребенок в семье
Одаренный ребенок в семье – это и радость, и проблема для родителей. Он отличается от остальных детей своей повышенной любознательностью, потребностью получить знание в кратчайшие сроки, критическим отношением к себе и к другим. Одаренному ребенку трудно взаимодействовать в коллективе сверстников, т.к. его интересы значительно отличаются от интересов всех остальных детей. Правильно организованный процесс воспитания помогает сохранить этот дар, стать ребенку успешным не только в учебе, но и принятым в социуме.
Известно, что дети рождаются с одинаковыми задатками, т.е. имеют примерно равные возможности для развития способностей. Чтобы проявилась одаренность, должны быть созданы условия для развития этих способностей. Недаром, этимология термина одаренность исходит от корня «дар», т.е. родители или педагоги могут подарить ребенку возможность стать одаренным. Такие условия можно создавать специально или ребенок изначально живет в семье, например, художников и имеет возможность с раннего возраста приобщаться к этой деятельности, непроизвольно усваивать технику изображения, пробовать разные краски, находить способы и формы изображения, наиболее его удовлетворяющие.
Полученный от взрослых дар необходимо тренировать, развивать, постоянно поддерживать. Важна и эмоциональная поддержка родителей – радость за успехи ребенка; и предоставление возможности в методической поддержке, т.е. своевременное удовлетворение запроса ребенка в получении знаний по освоению новой техники изображения или развития спортивных навыков. Это потребует от родителей дополнительных вложений и средств по поддержанию и развитию способностей.
Для сохранения одаренности и формирования социальной успешности, ребенка необходимо воспитывать в коллективе сверстников. В обычном детском саду или в общеобразовательной школе у него могут возникнуть трудности и в общении, и в познании, т.к. восприятие учебного материала происходит на разном интеллектуальном уровне, а играть такой малыш, чаще всего не умеет. Педагоги жалуются на него: он задает неудобные вопросы, быстрее всех отвечает на занятиях (не дает другим детям подумать, найти правильный ответ), высказывает свою точку зрения, отличающуюся от остальных. Поэтому уровень интеллектуального развития детей в коллективе должен быть примерно таким же, как и у него. Для такого ребенка подойдет школа или класс для одаренных детей.
Одаренный ребенок живет своими идеями, размышлениями. У него богатый внутренний мир. Но при этом, он часто не обращает внимания, на такие мелочи, как внешний вид. Задумавшись, он надевает рубашку на изнанку или разные носки. Важно с раннего детства воспитывать аккуратность. При работе с красками, обращать внимание не только на результат работы, но и на рабочее место ребенка, которое должно быть чистым, на одежду, которая не должна быть испачканной. Показывать ребенку красоту не только творчества, но его самого, которого принимают в обществе «по одежке».
Распознать одаренного ребенка можно даже в крохе. Талантливый малыш мало спит. Свое первое слово он произносит в возрасте полугода, а к году говорит и первое предложение. Ребенок раньше своих сверстников учится читать и считать, уже в три года может решать простейшие примеры. Он чаще, чем другие дети, задает вопрос «Почему», настойчиво интересуется окружающим миром.
Характер одаренного ребенка, как правило, отличается от его сверстников. Одаренный малыш может быть либо явным лидером, уверенным в себе, либо замкнутым и нелюдимым, склонным к депрессиям. Зачастую у одаренных детей наблюдаются проблемы в общении как с другими детьми, так и со взрослыми.
Одаренные дети обладают отличной памятью, с легкостью запоминают фразы из книг, фильмов, рекламы и любят цитировать их.
Считаете, что ваш ребенок одарен в какой-либо области науки или виде искусства – покажите его специалисту с высокой квалификацией в соответствующей сфере – знаменитому шахматисту, художнику, математику. При этом помните, что любая оценка будет субъективной, а человек старой закалки может просто не понять творчество современного ребенка, в особенности подростка.
А вот школьные оценки как раз не являются показателем одаренности. Зачастую талантливые дети считают школьную программу примитивной и неинтересной, поэтому ведут себя плохо и предпочитают заниматься своими делами. В то же время обычный ребенок, обладающий усидчивостью и упорством, может добиться отличных результатов на уроках.
Если вы или преподаватель считаете, что вашего ребенка можно назвать одаренным, обратитесь к психологу. Он сможет провести с малышом ряд специализированных тестов, которые помогут выявить, насколько гениально ваше чадо, и как ему лучше развиваться.
Методик «выращивания маленьких гениев» изобретено немало. И многие из них сходятся в принципиальных моментах, помогающих развивать детей одаренными.
Начинайте заниматься как можно раньше. Именно в раннем возрасте ребенок способен с легкостью усваивать самые различные знания. Играть с малышом в развивающие игры следует еще до года. До пяти лет у ребенка происходит расширение возможностей генотипа, т.е., даже не имея наследственной склонности к чему-либо, он все равно сможет этому научиться, например, освоить иностранный язык.
Наклейте на обои в детской комнате репродукции мировых художественных шедевров. Если ребенок с младенчества будет их видеть и рассматривать, то это повлияет на его эстетическое восприятие мира, вкус и интеллект. С этой же целью детям полезно ставить произведения известных композиторов, но не в искаженном «детском» варианте, а в обычном.
Познакомьте малыша с буквами и цифрами, пока он еще не научился ходить. Предложите ему карандаши, краски, ручки, музыкальные инструменты и т.д. Сенситивные периоды настолько коротки, что есть опасность пропустить их. Поэтому, чем раньше ребенок познакомится со всеми возможными способами выразить себя, тем лучше.
Приобретая игрушки, в первую очередь руководствуйтесь тем, какую пользу она может принести для развития одаренности и интеллекта малыша. Все игры в вашем доме должны быть развивающими. Это не значит, что кукол и машинки покупать нельзя! С ними можно придумать множество интересных развивающих игр: «Школа», «Театр», «Семья» и т.д. Но и слишком много игрушек не приобретайте - внимание ребенка будет рассеиваться, и он ничему не научится, хватаясь то за одну, то за другую.
Общайтесь с ребенком. Чтобы общение было полезным, не старайтесь произносить много умных и непонятных малышу слов. Лучше скажите несколько, но обязательно объясните их ему. Темы выбирайте самые различные: животные, времена года, космос и т.д. Чем обширнее будет кругозор ребенка, тем лучше.
Воспитание одаренности – это воспитание трудолюбия у ребенка. Через труд и усердие одаренность может проявиться у каждого ребенка.
Назад к содержимому